Блог

Когда в самолете говорят «кушать подано»!

Практика СМИ
Если лететь больше трех часов, обязаны кормить горячим питанием.

Активная неделя, в которой было все: следствие, суды, наука, СМИ и многое другое, но наиболее показалось востребованным вопросы прав потребителей. Тема действительно обширна, как и число отношений, где одной из сторон является потребитель.

За прошедшую неделю так сложилось, что пришлось включиться в три вопроса связанные с пассажирскими перевозками воздушным транспортом, но и в завершении еще и СМИ обратилось по тому же вопросу.

Почему-то для меня стал интересен вопрос СМИ, о проектах рассказать не получится, так как адвокатская тайна не позволяет, но вот о теме, заданной корреспондентами, привлекшими как эксперта для подготовки комментария вполне можно, тем более мало кто из нас озадачивается своими правами как пассажиры воздушного судна.

И так ситуация с горячим питанием на борту воздушного судна, какие права есть у потребителя-пассажира.

В первую очередь стоит обратиться к первоисточнику, так вот согласно последнему абзацу пункту 95 Общих правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей (утв. Приказ Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. № 82) горячее питание предоставляется пассажирам при продолжительности полета воздушного судна свыше трех часов и далее каждые четыре часа - в дневное время и каждые шесть часов - в ночное время. Здесь стоит также акцентировать внимание на императивность положений, иными словами авиаперевозчик обязан предоставить горячее питание при полете свыше 3 часов днем и в последующем каждые четыре часа и шесть часов в ночное время.

С подобной проблемой столкнулись пассажиры одного из рейса Авиакомпания S7, за что привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не просто за совершение административного правонарушения, а за его повторное нарушение.
Иными словами ранее авиаперевозчик игнорировал указанные требования правил. Здесь стоит упомянуть и пункт 98 Правил, который закрепляет, что питание и горячие напитки могут не предоставляться пассажирам воздушных судов на борту воздушного судна, если указанное условие установлено правилами перевозчика и пассажир информирован об условиях обслуживания на борту воздушного судна до заключения договора воздушной перевозки пассажира.

Конечно, как правило такое информирование не осуществляется или авиаперевозчик или продавец билетов делает указанное в явно ненадлежащей форме, ведь информирование должно осуществляться так, чтобы пассажиру было понятно и надлежаще разъяснено указанное. В представленной ситуации, с учетом того, что штраф был наложен, можно утверждать об неинформированности пассажиров.

Насчет незначительности суммы можно вести речь, когда такая ситуация была единична. Но если формально читать правила и положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то можно утверждать, что каждый пассажир имеет право написать заявление о нарушении его прав. По каждому такому факту будет осуществляться административное производство и как результат к авиаперевозчику могут быть применены меры административного наказания касательно каждого пассажира.

Действительно, если мы говорим об одном постановлении, то возможно сумма для перевозчика и не столь значительная, но теперь давайте представим, что пожаловалось 100 пассажиров одного рейса. Получается, если будет вынесено по каждому факту постановление о привлечении к административной ответственности, то для авиаперевозчика размер издержек от нарушения прав пассажиров кратно возрастет и речь уже будет вестись не о 40 тыс. руб., а о 40 тыс. руб. умноженное на 100, т.е. о 4 млн. руб. И в данном случае – это будет касаться только одного рейса и размер таких издержек приведет к тому, что рейс не просто станет не рентабельным, но откровенно убыточным.

Проблема остается в том, что исходя из практики можно утверждать о том, что пассажиры редко обращаются по поводу таких нарушений к регулятору. Зачастую прилетая в точку назначения пассажир уже забывает об инциденте, а те единичные случаи обращений, где все-таки пассажир был уязвлен попранием своего права настолько редки, что для авиаперевозчика незначительны, что и позволяет ему зачастую пренебрегать таким право пассажира. Если из 10 тыс. пассажиров и обратится один, наверное, это будет уже много, далее арифметика понятна. Экономия от исключения горячего питания для 10 тыс. пассажиров явно перекрывает издержки оплаты штрафа по одному факту, где все-таки пассажир обратился.
Стоит помнить в первую очередь, что административный штраф платится государству, пассажир не имеет к нему никакого отношения. Иными словами, с назначенного и оплаченного штрафа пассажир ничего не получит. Но пассажир является потребителем, а значит может заявить о своих правах потребителя, где может требовать компенсации за нарушенное право.

Прежде всего пассажиру стоит обратиться с жалобой к самому авиаперевозчику, но сделать это официально, т.е. письменно и надлежаще. Просто звонок на горячую линию вряд ли поможет, а вот письменная жалоба уже будет для авиаперевозчика обязательна к рассмотрению. В рамках жалобы пассажир может оценить размер компенсации самостоятельно, здесь нет фиксированных сумм, так как это индивидуально.

Далее, если авиаперевозчик отказал или проигнорировал жалобу можно уже обратиться в Роспотребнадзор, который проверит факты и если нарушение имело место быть обяжет авиаперевозчика компенсировать потребителю нарушения его прав или выйдет в суд с таким требованием. Для пассажира всегда остается в любом случае и на любой стадии возможность обратиться в суд, но учитывая прогнозируемо небольшие суммы компенсации за такое нарушение, а также необходимость судебного сопровождения, участия, оплаты пошлин и иные издержки представляется для пассажира это будет не интересно или не востребовано.

Если подытожить, то лучше все-таки написать заявление, если такое событие произошло, так как чем больше авиаперевозчик будет получать штрафов, тем больше у него будет стимулов не совершать подобные нарушения, как результат пассажиры будут получать качественную услугу без нарушения прав потребителей. Насчет компенсаций и их требований, то указанное остается на усмотрение потребителя, а учитывая прогнозируемость их не существенный объем, наверное не стоит ожидать массовые иски потребителей.

Россиянам объяснили об их правах на фоне отсутствия горячего питания на борту S7