Блог

Комбатанты vs частные военные компании!

Право
Комбатанты vs частные военные компании!

Последние дни принимая экзамены по международному публичному праву обратил внимание, что многие студенты не задумывались, смотря фильмы производства «Hollywood» и не только, сюжет которых происходят в период вооруженных конфликтов, о том, что зачастую речь в них идет не о войсках вооруженных сил, о частных военных компаниях. Многие могут обратить внимание на указанное, особенно если речь идет о вооруженных конфликтах с участием США и не только, просто пересмотрев указанные фильмы. Сразу оговорюсь, что подобное не стоит искать в фильмах про Великую Отечественную Войну или Вторую мировую войну, и в фильмах про более ранние вооруженные конфликты, частные военные компании стали массовым явлением, наверное, начиная с 60-х годов XX века.

Закономерный вопрос, как соотносится в этой части художественный вымысел с реальностью, а главное, чем объясним такой сюжетный поворот. Оказывается, тому есть вполне понятное юридическое обоснование.

Для начала небольшой экскурс в терминологию, а значит нужно обратиться к понятию комбатантов (право международных вооруженных конфликтов). Сам термин комбатантов определяется в Дополнительном протоколе к Женевским конвенциям, от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, от 8 июня 1977 г. (Протокол I), вступил в сил он 7 декабря 1978 г., подписан от имени СССР в Берне 12 декабря 1977 г. Ратифицирован Постановлением ВС СССР от 4 августа 1989 г. № 330-I с заявлением. Российская Федерация является правопреемником СССР, а значит и Протокол I Россией признается и его участником она является.
Так вот, ч. 2 ст. 43 Протокола I определяет лиц, входящих в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала, о котором говорится в ст. 33 Третьей конвенции), являются комбатантами, т. е. они имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях.

Не маловажное уточнение в ч. 3 ст. 43 Протокола I всякий раз, когда сторона, находящаяся в конфликте, включает в свои вооруженные силы полувоенную организацию или вооруженную организацию, обеспечивающую охрану порядка, она уведомляет об этом другие стороны, находящиеся в конфликте. Т.е., что бы полувоенная организация могла действовать на легальных началах, она должна уведомить об этом другую сторону конфликта.

Сам по себе статус комбатанта – это не просто красивый термин, он несет в себе конкретную смысловую нагрузку. Так, например, только комбатант вправе рассчитывать на статус военнопленного (ч. 1 ст. 44 Протокола I).

Еще более интересно если обратиться к понятию наемника, наемник в силу ч. 1 ст. 47 Протокола I не имеет право на статус комбатанта или военнопленного. Наемники согласно ч. 2 указанной статьи, это любое лицо, которое:

специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;

принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте; и

не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

А вот теперь нюанс, за действия комбатанта отвечает его государство, так как это его официальные вооруженные сила, а вот за наемника отвечать государство не будет.
Вернемся теперь к частным военным компаниям, если об их не уведомила сторона конфликта, значит к силе официальных вооруженных сил государства и получится отнести, а значит и за их действия отвечать не придётся. Довольно удобно их задействовать, так как и увещевать их о необходимости соблюдения международного права не получится в отличии от вооруженных сил, с которыми указанное можно сделать через правительство воющего государства, как и ответственность за действия войск будет нести в последующем государство.

Кстати, наемничество как деятельность в России вполне себе уголовно наказуемое деяние (ст. 359 УК РФ), недавно пришлось участвовать в следственных действиях по указанному составу и могу отметить, что не стоит уповать на отсутствие гражданства России, боевые действия закончатся, а уголовное дело останется, как результат и для наемника и для тех, кто осуществлял наемничество всегда будет над головой висеть дамоклов меч правосудия, который может опуститься на голову преступника и через 10 и 15 и далее лет, а с учетом действующих в международном праве соглашений об оказании взаимной правовой помощи по уголовным делам (их много, не буду уточнять названия всех) это может произойти в любой точке мира в любу минуту.

Ну и возвращаясь к частным военным компаниям именно их особый правовой статус, а лучше даже сказать правовая неопределённость в международном праве касательно их статуса и предопределяет интерес некоторых стран в их повсеместном задействовании.

Так что, смотря теперь фильмы можно обратить на это внимание и даже в контексте догадаться, почему там задействовали компанию, а не вооруженные силы.

Международному праву еще предстоит переосмыслить многие категории и современные явления в своей правовой действительности, но стоит помнить, что пусть оно и не оперативное, зато последствия за его нарушения могут быть фатальными.