Блог

КС РФ подтвердил конституционность повышения судебных госпошлин: доступ к правосудию остается гарантированным

Суды Законы
11 апреля 2025 года Конституционный Суд Российской Федерации опубликовал Постановление № 16-П, которым признал не противоречащими Конституции РФ изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие повышение размеров судебных госпошлин. Это решение стало ответом на запрос группы депутатов Госдумы, выразивших сомнения в правомерности внесенных в 2024 году поправок.
Запрос депутатов касался вопроса о том, может ли существенное увеличение госпошлин ограничивать право граждан на судебную защиту, гарантированное ст. 46 Конституции РФ. Они указывали:
  • Новый размер пошлины якобы не соответствует уровню медианных доходов населения и может препятствовать обращению в суд;
  • Поправки были внесены ко второму чтению законопроекта, тем самым якобы нарушена законодательная процедура;
  • В отношении предложенных изменений не было получено заключение Правительства РФ, что также рассматривалось как нарушение установленного порядка законотворчества.
КС РФ признал доводы заявителей несостоятельными и разъяснил правовую позицию по ряду ключевых аспектов:
Суд указал, что положения о повышении госпошлины по своему содержанию и направленности не выходят за рамки первоначальной концепции законопроекта, которая была посвящена вопросам налогообложения. Кроме того, по данным поправкам проводилось отдельное голосование, что подтверждает соблюдение парламентской процедуры и отсутствие нарушений воли законодателя.
Поскольку поправки были инициированы самим Правительством, получение отдельного заключения не требовалось. Это соответствует действующей практике взаимодействия между ветвями власти.
КС подчеркнул, что размеры судебных госпошлин не менялись почти 15 лет, в течение которых значительно изменились экономические и социальные условия. Повышение пошлин является допустимой формой адаптации законодательства к новой реальности.
Суд отметил, что право на судебную защиту сохраняется и обеспечивается за счет действующих механизмов социальной защиты, в том числе:
  • предоставления льгот по госпошлине определенным категориям граждан;
  • возможности освобождения от уплаты пошлины или уменьшения её размера судом;
  • предоставления отсрочки или рассрочки на уплату пошлины.
КС РФ напомнил, что закон не содержит закрытого перечня оснований для применения этих мер. Это предоставляет судьям достаточно полномочий для индивидуального подхода с учетом финансового положения гражданина, в том числе если он:
  • живет на доход ниже прожиточного минимума;
  • содержит иждивенцев;
  • находится в трудной жизненной ситуации (например, из-за стихийного бедствия, военного конфликта, КТО и т. д.).
Конституционный Суд в заключении подчеркнул, что его постановление не исключает повторной проверки тех же норм в будущем. Если в рамках других жалоб будет доказано, что новые размеры госпошлин фактически блокируют доступ к правосудию, КС рассмотрит вопрос повторно.
Это означает, что за выполнением решения законодателя будет вестись юридическое наблюдение, особенно в контексте социальной справедливости.
В последнее десятилетие Европейский суд по правам человека неоднократно подчеркивал в своих решениях важность обеспечения реального доступа граждан к правосудию, особенно для социально уязвимых категорий. Аналогичные подходы поддерживаются и в правовых системах других стран — так, в Германии и Франции действуют гибкие механизмы освобождения от судебных издержек при наличии финансовых трудностей.
В России институциональные гарантии, связанные с возможностью уменьшения или отсрочки пошлины, в целом соответствуют международным стандартам. Однако правоприменительная практика требует постоянного мониторинга. В частности, суды должны учитывать не только формальные признаки, но и фактические обстоятельства затруднительного положения заявителя.
Отдельное внимание также уделяется обеспечению прозрачности механизмов распределения судебных издержек. Ожидается, что в ближайшие годы будет активизирована цифровизация системы отслеживания жалоб, связанных с нарушениями в части доступа к правосудию.
Решение Конституционного Суда подтвердило законность повышения госпошлин и закрепило важный баланс: государство вправе регулировать финансовую нагрузку судебной системы, но при этом обязано сохранять доступ к правосудию.
В условиях роста инфляции и увеличения расходов на судебное делопроизводство корректировка ставок госпошлины является неизбежной, но она должна сопровождаться четкими социальными гарантиями, что и отражено в правовой позиции КС РФ.