До недавнего времени авиакомпания «Победа» устанавливала предельно ограничительные нормы бесплатного провоза ручной клади — одно место размером не более 4 × 36 × 30 см. Отдельно указывались правила для покупок из магазинов Duty Free — упаковка не более 10 × 10 × 5 см. Эти параметры вызывали резкую критику со стороны пассажиров, ведь в такую клади не помещалась даже небольшая сумка.
Московская межрегиональная транспортная прокуратура обратила внимание на проблему и установила, что действия перевозчика нарушают права пассажиров. По мнению ведомства, компания злоупотребила правом на самостоятельное определение правил провоза ручной клади и, по сути, лишила людей возможности провозить с собой необходимые вещи.
Претензии прокуратуры касались как основного места ручной клади, так и специальных предметов, которые в соответствии с законом не подлежат ограничению по размеру. Это, в частности, детские коляски, устройства для переноски детей, портпледы, портфели, сумки и иные предметы, сопровождающие пассажира в поездке.
Суд встал на сторону надзорного органа и потребителя. В решении прямо указано: действия авиакомпании по установлению нормы провоза ручной клади габаритами до 4 см в ширину признаны незаконными. Также под запрет попали ограничения для товаров из Duty Free.
Щербинский суд обязал «Победу» в течение месяца:
- установить новую норму провоза ручной клади: не менее 36 × 30 × 27 см и весом не менее 5 кг;
- скорректировать норму провоза товаров из Duty Free — не менее 24 × 32 × 5 см.
Таким образом, в распоряжении пассажиров должно быть пространство, достаточное для переноски повседневных вещей.
Суд обратил внимание, что отсутствие прямого запрета в законе на минимальные габариты багажа не означает, что перевозчики могут устанавливать произвольные нормы. Все условия обслуживания пассажиров должны соответствовать принципам разумности и добросовестности, закрепленным в Гражданском кодексе и Законе о защите прав потребителей.
«Победа», как выяснилось, системно нарушала эти принципы. Сокращение ширины клади до 4 см фактически означало, что даже ноутбук или женская сумка не могли быть провезены без доплаты. Таким образом, перевозчик получал дополнительную прибыль за счёт искусственного ограничения базовых прав пассажира.
Суд указал: авиакомпания не может создавать условия, при которых бесплатный провоз ручной клади становится технически невозможен, и навязывать дополнительные услуги в обход правил.
Это решение суда может стать ориентиром и для других перевозчиков. Ранее отдельные авиакомпании также снижали лимиты на багаж, маскируя это под «бюджетную модель». Теперь же установлена конкретная планка, ниже которой снижать объем ручной клади — незаконно.
Также этот случай подчёркивает важность надзора со стороны прокуратуры и активной позиции пассажиров. Жалобы в надзорные органы, обращения в суд и публичный резонанс способны изменить политику крупных компаний и защитить права потребителей.
Если решение вступит в законную силу и не будет отменено в апелляции, авиакомпания должна будет в течение месяца внести изменения в свои правила перевозки. В противном случае действия «Победы» могут быть расценены как уклонение от исполнения судебного акта, что влечет дополнительные меры ответственности.
Теперь авиаперевозчики должны учитывать, что требования к ручной клади не должны превращаться в способ косвенного заработка, а обязаны соответствовать реальным потребностям пассажиров.