Блог

Будет ли инициатива снятия санкций с морских судов РФ шагом к отмене ограничений в отношении портов Крыма?

Чтобы говорить о реальных изменениях, важно понимать юридическую подоплёку. Российская сторона всё чаще демонстрирует отказ от «джентльменских соглашений» и требует закрепления всех договорённостей в форме международных договоров.
«Российская Федерация перестала верить словам и требует подписания обязывающий документ. Наиболее распространённым способом не просто договориться, но и породить обязательства для государств является заключение международного договора», — подчеркивает Евгений Кривцун.
Заключение такого договора с США и ЕС действительно могло бы стать основой для комплексной отмены рестрикций и восстановления полноценных торгово-логистических отношений, в том числе по линии «зерновой сделки». Напомним, ранее эта сделка имела гуманитарную основу — экспорт продовольствия в дефицитные регионы Африки и Азии.
Однако, по мнению российских экспертов, западные партнёры нарушили не только её дух, но и букву. Украинская сторона, как утверждает Москва, использовала зерновой коридор в Чёрном море для переброски военных грузов, что противоречит как условиям сделки, так и положениям международных морских конвенций (UNCLOS, Гаагская и Гамбургская конвенции).
Примечательно, что 26 марта 2025 года, по итогам переговоров в Эр-Рияде, было объявлено о возвращении ряда российских банков, включая Россельхозбанк, в систему SWIFT. Этот шаг стал сигналом к потенциальному смягчению рестрикционного режима.
«Российские банки вновь подключат к платёжной системе SWIFT. Санкционные ограничения снимут с Россельхозбанка и других финансовых организаций, задействованных в международной торговле продовольствием и удобрениями.», — отмечает Рустем Койшибаев.
В логике этой нормализации следующий шаг - доступ крымских портов к международной морской логистике. Вопрос поставки продовольствия и удобрений приобретает глобальный характер, особенно на фоне нестабильных цен на мировом рынке.
Предпосылки к отмене санкций в отношении крымских портов могут возникнуть только при условии, если эти порты будут задействованы исключительно для экспорта сельскохозяйственной продукции. И именно здесь ключевую роль вновь играет доверие а значит, инструменты контроля.
Однако говорить о всеобъемлющем мирном урегулировании или полном снятии санкций пока рано. Вероятнее, нас ждёт «режим точечной либерализации», направленный на восстановление критической инфраструктуры для глобальной торговли — включая транспортные каналы и логистические цепочки.
С юридической точки зрения, важно помнить: санкции, как инструмент воздействия, могут вводиться только Советом Безопасности ООН. Этот нюанс критичен для будущих процессов в ВТО, где Россия может оспаривать ограничения, ссылаясь на нарушение принципов международной торговли.
Вопрос отмены ограничений в отношении портов Крыма - это не только экономическая, но и правовая задача. И решить её возможно лишь в случае, если политическая воля государств будет подкреплена юридическими документами и контролируемыми механизмами.
Законы СМИ