Блог

О новой прогрессивной шкале налогов! "А если не будут брать - отключим газ!"

12 июля 2024 года Президентом России подписан одни из самых обсуждаемых поправок в налоговое законодательство, которые, наверное, в корне меняют всю ситуацию с налогообложением физических лиц, вернее их доходов. В части самих поправок их обсуждение и принятие шло очень тяжело и можно без преувеличения сказать, что их принятие это акт политической воли.
Отход от уравниловки, когда одновременно те, кто мог жить за чертой бедности и те, кто имел сверхдоходы теперь в прошлом, с 1 января 2025 года на доходы граждан вводится прогрессивная школа налогообложения. Это означает, что чем больший доход у гражданина, тем больше процента налога на доход он отдаст.

Напомню, градация следующая: ставка будет 13% - с доходом до 2,4 млн. руб.; ставка 15 % для части годового дохода выше 2,4 млн руб. и до 5 млн руб. включительно; ставка 18% для части годового дохода выше 5 млн руб. и до 20 млн руб. включительно; ставка 20% — для части годового дохода выше 20 млн руб. и до 50 млн руб. включительно; ставка 22% — для части дохода выше 50 млн руб. в год.
Первое на что стоит обратить внимание, так это на то, что в расчет берется годовой доход, а не ежемесячный. Иными словами, если в один месяц гражданин заработал миллион, а в последующие 11 менее 1,4 млн., то налог у него будет 13 %.
Второе, о чем также стоит помнить и на что обратить внимание, что повышающий процент будет применяться только в части суммы превышения. Например, получив доход в 3 млн. руб., гражданин с 2,4 указанной суммы заплатит налог 13%, а с превышающей суммы в 600 тыс. уже 15 %, иными словами, не со всей суммы.

Кстати, здесь будет интересно посмотреть уже на практику налоговых органов в части начисления и взимания таких налогов, так как однозначного ответа нет в ситуации, например, когда гражданин заработал за год 35 млн. руб., то сегодня, если читать закон формально расчет должен быть следующим: 2,4 млн. руб. – 13%, 2,6 млн. руб. – 15 % (сумма в коридоре от 2,4 до 5 млн. руб.), 15 млн. руб. – 18 % и оставшаяся часть 15 млн. руб. – 20 %. Но вполне возможно в практике столкнуться с ситуацией правоприменителя, когда он будет все что выше 2,4 млн. руб. облагать ставкой 20 %, но опять же требуется посмотреть складывающуюся практику.

Теперь стоит обратить внимание на термин доходы, ведь к доходам относится не только заработная плата, но и иные доходы, в том числе с продажи недвижимости и, наверное, одно из главный изменений 2024 года – это признание доходов для целей налогообложения – доходы по вкладам.

Теперь к существу, если гражданин продал квартиру и в совокупности с полученными иными доходами он вполне может выйти за пределы своего коридора доходов. Доходом опять же будет признаваться положительное сальдо или проще разница между ценой покупки недвижимости и ее продажей (опять же, если речь идет о продаже недвижимости со сроком владения менее 3 или 5 лет соответственно).

Простой пример купили квартиру в 2023 году за 10 млн. руб. и продали ее в 2025 году за 20 млн. руб., доходом будет считаться разница 20 – 10 т.е. 10 млн. руб., вот именно с разницы и будут исчисляться налоги. Еще более сложнее ситуация, если недвижимости получена в дар, так как при дарении для налогоплательщика расходов не было, а значит последующая реализация будет считаться его полноценным доходом. Опять же оговоримся, что в настоящем примере не идет речь о дарении между близкими родственниками.

Еще одним, наверное, также не сказать приятным сюрпризом для налогоплательщиков станет то обстоятельство, что вырастут и на регистрацию прав и обременений на недвижимое имущество. Теперь, если раньше гражданин за недвижимость менее 20 млн. руб. платил пошлину 2 тыс. руб., то теперь она будет 4 тыс. руб., если стоимость более 20 млн. руб., то пошлина обойдется в размере 0,02 % но не более 500 тыс. руб. Опять же, если купля-продажа недвижимости не часто в жизни гражданина, то вот внесение в реестр обременений станет ощутимо дороже, так как пользуются такой услугой существенно чаще.

В целом, конечно, поправки не только увеличивают размер взыскиваемых налогов, но и повышают внимание налоговых органов прежде всего к правильности и полноте отчетности граждан о доходах, что в практике может повлечь за собой рост числа претензий налоговых органов к налогоплательщикам. Оценивая уже имеющуюся практику, можно ожидать, что такие претензии могут привести к расчету налогов по максимальной шкале, что опять же возложит на граждан дополнительное бремя расходов как в уплате налогов, так и в связи с издержками по обжалованию таких начислений. В совокупности с тем, что налоговым органам дают возможность производить списания во внесудебном порядке, указанное может повлечь за собой массу негативных последствий для налогоплательщиков, но надеемся, что практика пойдет все таки по позитивному прогнозу, а не негативному.

Коротко и емко о нововведениях в налоговом законодательстве: изменения в налоговом законодательстве 2025 г.