Блог

ФАС усиливает контроль за крупными закупками госкомпаний

Право Законы
Теперь рассмотрение жалоб на действия (или бездействие) госкомпаний при проведении закупок по 223-ФЗ с ценой договора от 500 млн рублей будет осуществляться центральным аппаратом ФАС (ЦА ФАС). Ранее такой порядок распространялся только на закупки объемом от 700 млн рублей. Эти изменения зафиксированы в официальном письме ФАС, опубликованном на сайте ведомства.
Основное нововведение касается снижения порога стоимости закупки, по которой жалобы теперь будут рассматриваться в центральном аппарате ФАС. Это позволит службе эффективнее контролировать значимые закупки и предотвращать нарушения на самых ранних этапах их проведения. Помимо этого, ЦА ФАС теперь будет заниматься рассмотрением жалоб на действия операторов электронных торговых площадок (ЭТП) вне зависимости от суммы заключаемых договоров.
Также в ЦА ФАС переведено рассмотрение жалоб на действия госкомпаний при закупках в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ), если их стоимость превышает 500 млн рублей. В сферу контроля центрального аппарата также попадают:
  • Закупки, связанные с оборонной промышленностью в Центральном федеральном округе;
  • Закупки, содержащие государственную тайну.
Для повышения эффективности контроля на региональном уровне ФАС перераспределила полномочия территориальных управлений. Теперь определенные УФАС будут курировать жалобы на действия госкомпаний в конкретных федеральных округах:
  • УФАС по Санкт-Петербургу – Северо-Западный федеральный округ;
  • УФАС по Ростовской области – Южный и Северо-Кавказский федеральные округа, а также Донецкая и Луганская народные республики, Запорожская и Херсонская области;
  • УФАС по Нижегородской области – Приволжский федеральный округ;
  • УФАС по Свердловской области – Уральский федеральный округ;
  • УФАС по Новосибирской области – Сибирский федеральный округ;
  • УФАС по Хабаровскому краю – Дальневосточный федеральный округ.
Кроме того, ФАС России планирует аналогичным образом снизить порог рассмотрения жалоб на действия госзаказчиков. Соответствующий проект приказа опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. Данное нововведение направлено на формирование единой правоприменительной практики и предотвращение нарушений при реализации крупных закупок, включая национальные проекты.
ФАС России заявляет, что ключевой целью данных реформ является усиление антимонопольного контроля и повышение прозрачности закупочных процедур. Ведомство стремится минимизировать нарушения в этой сфере и обеспечить равные условия для всех участников закупок. В рамках данной стратегии ФАС уже провела значительное количество проверок:
  • В 2024 году службой было проанализировано 33,9 тыс. закупочных процедур;
  • Выявлено 17,6 тыс. нарушений законодательства;
  • Выдано 1,6 тыс. предписаний об устранении нарушений.
Помимо этого, в 2024 году ФАС рассмотрела 31,7 тыс. жалоб от участников закупок (из поступивших 39,2 тыс.), из которых 12,6 тыс. (почти 40%) были признаны обоснованными. По результатам этих обращений было выдано 11,2 тыс. предписаний об устранении нарушений.
Кроме того, служба рассмотрела 30,8 тыс. обращений о включении участников закупок в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), из которых 15,2 тыс. закончились внесением в реестр.
ФАС планирует дальнейшее снижение порога стоимости закупок, которые подлежат обязательному контролю центрального аппарата. При этом ведомство намерено отслеживать эффективность текущих изменений и при необходимости корректировать пороговые значения. Таким образом, ожидается усиление надзора за закупками на всех уровнях и обеспечение большей прозрачности процесса заключения крупных контрактов.
Предложенные меры призваны создать более справедливую систему распределения государственных средств, снизить коррупционные риски и повысить уровень конкуренции среди поставщиков, что, в конечном итоге, положительно скажется на экономике страны.