Такие соглашения предполагается заключать между организациями и надзорными органами до момента применения санкций по результатам проверок.
Если нарушившее законодательство юридическое лицо устранит все нарушения в рамках установленного порядка, его освободят от административной ответственности. Соответствующий законопроект внесён в Госдуму. При этом речь идёт не о мелких компаниях, а о социально значимых или системообразующих предприятиях.
Если нарушившее законодательство юридическое лицо устранит все нарушения в рамках установленного порядка, его освободят от административной ответственности. Соответствующий законопроект внесён в Госдуму. При этом речь идёт не о мелких компаниях, а о социально значимых или системообразующих предприятиях.
Законопроект охватывает ключевые сферы, где государственный контроль особенно важен и чувствителен с точки зрения общественной безопасности, экологии и устойчивости инфраструктуры. К таким относятся:
- Государственный пожарный надзор — в части соблюдения правил противопожарной безопасности;
- Федеральный экологический надзор — при нарушениях требований по обращению с отходами, охране воздуха, водных ресурсов и земель;
- Надзор в области промышленной безопасности — например, при нарушении требований эксплуатации опасных производственных объектов;
- Лицензионный контроль за производством и оборотом лекарственных средств;
- Энергетический надзор в сфере электро- и теплоснабжения — в случае технических нарушений на объектах энергетики.
Предполагается, что применение соглашений в этих сферах позволит оперативно устранять проблемы, снижать риски и минимизировать ущерб окружающей среде и людям, не прибегая к длительным и затратным административным процедурам.
Инициировать заключение соглашения смогут не все юридические лица, а только определённый круг организаций, обладающих высоким уровнем значимости для экономики или социальной сферы. В их числе:
- Стратегические предприятия и акционерные общества, включённые в соответствующие перечни;
- Работодатели, в которых заняты не менее 25% работников населённого пункта, где расположено предприятие. Такая мера призвана защитить экономику монотерриторий от негативных последствий санкций;
- Компании, осуществляющие основную деятельность в сферах ЖКХ, энергетики, транспорта, связи и сельского хозяйства — то есть в отраслях, критически важных для нормального функционирования государства и общества.
Ограничение круга участников обусловлено необходимостью сбалансировать гуманизацию ответственности и защиту прав граждан, а также предотвратить злоупотребления со стороны недобросовестных субъектов.
Компания, получившая предписание об устранении нарушений, сможет подать ходатайство о заключении соглашения. На это даётся 15 рабочих дней с момента получения предписания. Подать документ можно будет через портал Госуслуг, что значительно упрощает процедуру. Ходатайство должно быть подписано квалифицированной электронной подписью.
В ходатайстве потребуется указать:
- сведения о заявителе и органе, выдавшем предписание;
- номер контрольно-надзорного мероприятия или профилактического визита, если он зарегистрирован в соответствующем реестре;
- дату и номер предписания, если номер мероприятия отсутствует;
- обоснование необходимости значительных затрат или капитальных вложений для устранения нарушений.
Такая аргументация особенно важна, если устранение нарушений требует серьёзной реконструкции, переоснащения производства или иных масштабных изменений.
Надзорный орган обязан рассмотреть ходатайство в течение 10 рабочих дней и разместить своё решение в личном кабинете заявителя на портале Госуслуг. Если ходатайство будет удовлетворено, стороны в течение 10 рабочих дней согласуют:
- программу устранения нарушений, которую составляет заявитель;
- проект соглашения, который разрабатывает надзорный орган.
Согласование возможно любыми способами, позволяющими зафиксировать достигнутые договорённости (например, через ЭДО, электронную почту, личный кабинет на Госуслугах и пр.).
Максимальный срок действия соглашения составит 3 года. Однако оно вступает в силу только после согласования с прокуратурой. Такой порядок введён для дополнительного контроля за правомерностью действий надзорного органа и предотвращения коррупционных рисков.
В течение 5 рабочих дней после вступления соглашения в силу контролирующий орган обязан приостановить ранее выданное предписание об устранении нарушений — до момента завершения исполнения обязательств.
Главная мотивация для юридических лиц — освобождение от административной ответственности. Это означает, что при полном выполнении условий соглашения компании не будут привлечены к ответственности по КоАП РФ даже в случае серьёзных нарушений.
Важно: соглашение может быть заключено и в том случае, если административное производство уже начато, но до вынесения постановления по делу. Это открывает бизнесу «окно возможностей» для добровольного исправления ситуации в процессе разбирательства.
Также предусмотрена приостановка срока давности привлечения к административной ответственности с момента заключения соглашения. Это гарантирует, что в случае невыполнения договорённостей санкции всё же могут быть применены, и нарушитель не сможет «переждать» истечение сроков.
В настоящее время подобный подход применяется, например, в деятельности Центрального банка РФ, где уже существуют правовые основания для освобождения от ответственности в случае исполнения соглашений. Речь идёт о нарушениях, связанных с манипулированием рынком или незаконным использованием инсайдерской информации.
Если участник рынка признаёт факт нарушения и добровольно соглашается устранить его последствия, подписывая соответствующее соглашение с Банком России, он может избежать наложения санкций. Минэкономразвития предлагает использовать этот опыт как модель и для других сфер государственного контроля.
Несмотря на очевидные плюсы, в экспертной среде обсуждаются и потенциальные риски. Среди них:
- возможность злоупотреблений со стороны надзорных органов или предприятий;
- необходимость строгого контроля со стороны прокуратуры и общественности;
- риск затягивания сроков устранения нарушений под прикрытием соглашений.
Тем не менее, в условиях масштабной цифровизации надзора, внедрения рискоориентированного подхода и повышения прозрачности, вероятность таких злоупотреблений оценивается как умеренная. Законопроект направлен на развитие партнерского подхода между государством и бизнесом, где наказание становится не самоцелью, а крайней мерой.
Поправки, разработанные Минэкономразвития, уже поступили в Государственную думу и в ближайшее время пройдут парламентские слушания. При положительном исходе и принятии закона механизм соглашений об устранении нарушений может заработать уже с 2025 года.
Ожидается, что нововведение существенно снизит административную нагрузку на бизнес, ускорит процесс устранения нарушений и повысит эффективность профилактики рисков без излишнего давления со стороны контролирующих органов. В конечном счёте это должно укрепить правовую устойчивость и инвестиционную привлекательность российских регионов